Мне нравится приложение TonFotos, которое я нашёл, когда искал альтернативу Google Picasa.
Однако мне очень неудобно пользоваться TonFotos без полноценной справки.
С распространённым утверждением, что в интерфейсе TonFotos всё и так интуитивно понятно, лично я не согласен.
Верю, что очень многие скажут, что справка не нужна, но лично мне справка необходима, прошу учесть мой голос.
Я знаю, что у Tonfotos есть блог и десятками статей и десятками обучающих видео и есть форум с тремя разделами, в которых уже сотни дискуссий.
Для меня это важно, но, увы, не достаточно. Нет, я не про то, чтобы здесь поскорее появились уже сотни статей и видео и тысячи дискуссий — мне не хватает не количества материала, а удобства нахождения конкретно того, что нужно мне.
Я исхожу из того, что на сегодняшний день в Tonfotos отсутствуют: справка, FAQ и словарь терминов (глоссарий).
Если что-то из этого есть, просто я не умею искать — прошу подсказать.
Можно сказать, что по факту F.A.Q. уже есть. Соглашусь, но добавлю, что этот F.A.Q. на сегодня одноуровневый, а я предлагаю организовать его в виде многоуровневого дерева, чтобы пользователь приложения TonFotos, обращаясь к F.A.Q., уже из наблюдения структуры дерева начинал бы понимать логику построения приложения.
Теперь я постараюсь осветить своё видение двух вопросов:
- какую выгоду принесёт пользователям и разработчикам появление предлагаемых мной сущностей
- как можно добиться, в существенной степени, желаемого эффекта, не создавая, на первом этапе, нового контента
Почему переход от линейной структуры подачи материала к древовидной экономит время
Рассмотрим простой условный пример. Допустим, мы сформулировали все вопросы, на которые будет отвечать создаваемая нами справка, на 5 тем. Каждую тему, в свою очередь, развернём в 5 подтем (тем второго уровня), ну и возьмём ещё третий уровень, где каждую подтему развернём в 5 подподтем (тем третьего уровня).
В итоге мы получим трёхуровневое дерево, имеющее на третьем уровне 555=125 ветвей. Это наш каталог, дающий доступ к 125 статьям справки (где взять эти 125 статей, я расскажу ниже).
Теперь рассмотрим процесс поиска пользователем нужной ему справочной статьи в случае линейной и древовидной организации справки.
Если я, пользователь приложения, вижу древовидно организованную справку, то я каждый раз действую так:
- прочитываю все заголовки первого уровня (5 заголовков)
- выбираю наиболее подходящий мне раздел и спускаюсь в него на второй уровень
- в выбранном мною разделе прочитываю все заголовки второго уровня (ещё 5 заголовков)
- выбираю наиболее подходящий мне подраздел и спускаюсь в него на третий уровень
- в выбранном мною разделе прочитываю все заголовки третьего уровня (ещё 5 заголовков)
Итого для поиска нужного мне материала мне достаточно прочитать 5+5+5=15 заголовков.
Если же я, пользователь приложения, вижу линейно организованную справку, то я каждый раз действую так:
или прочитываю все заголовки и выбираю из них кажущийся мне наиболее подходящим (в рассматриваемом нами примере это 125 заголовков, то есть почти в 10 раз больше)
или пытаюсь сократить время поиска ответа через поиск по ключевым словам, что лично мне помогает только в случае очень простых и конкретных вопросов, в то время как в случае глубоких вопросов вызывает лично у меня раздражение по поводу того, что достаточно полного описания вопроса или нет, или я его ещё не нашёл и надо потратить ещё сколько-то своего мыслетоплива именно на поиски.
Как можно уже сейчас создать справку, почти не создавая для этого нового контента
Понимая, что создание полноценной справки — это огромный труд, в качестве компромиссного варианта (на переходном этапе, который может затянуться примерно навсегда) лично я был бы рад увидеть в меню “Помощь” классический пункт “F.A.Q.”, при выборе которого открывался бы список вопросов, структурированный в дерево на несколько уровней вложенности.
В отличие от справки, раздел F.A.Q. можно пополнять постепенно, начав с одной единственной статьи.
Более того, по началу F.A.Q. может не содержать в себе отдельных текстов и являть собой просто набор гиперссылок на:
- конкретные статьи блога
- видеоролики
- некоторые дискуссии форума (которые содержат в себе материал, достаточный для написания полноценной справочной статьи, просто эта статья ещё не написана)
- статьи справочника терминов (глоссария)
Единственный вид нового контента, который я предлагаю начать создавать уже сейчас — это словарь терминов. Да, это дополнительный труд, но в результате наш уважаемый разработчик получит возможность на форуме не объяснять снова и снова значение одного и того же термина, а просто давать гиперссылку на глоссарий. А уж что получат пользователи, для которых чтение словарей по изучаемой теме — это просто норма жизни, я даже и сказать не берусь…
В завершение хотел бы ещё раз обратить внимание уважаемого автора Tonfotos, что даже не приступив ещё к созданию глоссария и не написав ни одной дополнительной обучающей статьи, создать первую версию справки всё-таки можно, и это не просто, а очень просто:
Пять конкретных шагов, которые я прошу сделать автора Tonfotos
- автор приложения создаёт древовидную структуру рубрикатора
как минимум на сайте, а в идеале — даже в меню “Помощь”
- автор просматривает список уже имеющихся обучающих материалов, мысленно выделяет в нём несколько главных тем (нейропсихологи говорят, что мозг человека может одновременно удерживать внимание не более чем на 3…5…7 темах) и создаёт в дереве ветви первого уровня, называя их так, как он, автор, сформулировал эти главные темы
- затем автор опускается на второй уровень, и там для каждой темы проделывает то же самое, создавая по несколько под-тем
- ну и наконец автор в каждой из под-тем опускается на третий уровень, в каждой из которых создаёт ряд под-под-тем.
- в каждую ветвь последнего уровня остаётся просто вставить гиперссылку на тот или иной уже имеющийся на сайте обучающий материал и прописать его название.
Количество тем (5…7) и количество уровней (3) предложено мною здесь для примера, начать можно вообще с двух тем и двух уровней и наращивать сложность дерева постепенно.
Создав такую структуру (да, это определённый труд, но это достаточно сделать всего один раз), автору затем останется только время от времени добавлять в это дерево ещё одну ветвь, прописывая в ней название и гиперссылку (мне кажется, что конкретно на этот шаг каждый раз будет уходить порядка минуты).